четверг, 12 декабря 2013 г.

Какие они, шведские шефы

Как я обещала здесь расскажу немножко о том, как другие группы подготовили свое интервью и заодно поделюсь мыслями, как я это воспринимаю.



Вообще я хочу сказать, что только теперь я поняла суть этих теоретических дисциплин, которые мы изучаем. Полгода назад я билась головой об стену и стонала, зачем эта теория. Но сейчас до меня дошло. На разных предметах под разным углом мы изучаем процессы эффективизации производства в Швеции: через экономическое ли управление, через продажи или через лидерство в производстве. Просто это не проговаривалось, не знаю почему: видимо, для шведов это само собой разумеющееся. Но мне необходимо было получать связь с моим предыдущим опытом работы. И вот эта теория всяких организаций, управление экономикой - оно не хотело укладываться в свой ящик.

В России мы много работали с цифрами: рассчитать эффективность, сделать модель. Тут это не входит в программу (или не в том объеме). Предполагается, что это мы либо умеем, либо мы научимся в школе жизни. Здесь фокус на совместную работу и принятие решений. И я сейчас поняла, что это правильно: решить задачу и посмотреть, сходится ли она с ответом - это одно, а вот работать в команде и принимать совместные решения, чтобы всем было хорошо - это уже, мне кажется, иной уровень.

А теперь о шефах.

Мы интервьюировали начальника экономического отдела больницы. 3 группы наших товарищей, которые тоже принимали участие в семинаре, брали интервью у таких шефов, как:

Банковский начальник отдела
Владелец фирмы такси
Начальник отдела страховой компании

Т.е. итого 3 шефа государственных предприятий и один предприниматель.

Но я хочу сказать, что подход к подчиненным особо не слишком отличается. Конечно, у государственных служащих немного больше времени на теорию и не так болит голова о возможном банкротстве. Но зато они озадачены проблемами сверху, как то: равенство на рабочем месте, развитие, и прочая околопроизвосдственная деятельность. Так что времени на суть вопроса (шефство) у них примерно одинаково остается.

И вот какие пункты я выделила, как главная забота шефов:
- коммуникация
- а что я могу сделать, чтобы мои подчиненные захотели развиваться
- мы - одна команда, но я ставлю, разумеется, границы
- я хочу, чтобы мои сотрудники наслаждались на работе

Мой мозг это не совсем воспринимает. А зачем, типа, сотрудникам наслаждаться на работе? Ведь можно же просто сделать ползарплаты премией и тот, кто громко открывает рот, ее не получит? А то развели шведы, демократию )))

Но мне по-шведски больше нравится )))


12 комментариев:

  1. Мне кажется, это трендово - про наслаждение на работе. У нас тут народ даже конкурсы работодателей регулярно проводит (думаю, не только у нас) - кто лучше, душевнее и пр. Хотя в странах победившего капитализма, как правило, рынок труда - это итак рынок работодателя (ну то бишь не работник выбирает из 100 компаний, а куда бы ему податься, а компания выбирает из сотен потенциальных работников), все равно компании конкурируют за ЛУЧШИХ работников, наверное такая логика. Хмм, не слишком сумбурно?

    ОтветитьУдалить
  2. Хахаха, вот тут у меня как бы разрыв шаблона.
    Раз это рынок работодателя, то зачем ему тогда напрягаться, правильно же? А он шевелится.

    Но это делается для того, что довольные сотрудники, которые наслаждаются на работе, принесут больше прибыли. И всем хорошо )))

    В России так не делают...... По крайней мере в тех местах, где я работала...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. хехе, я наоборот работала в России в компании, где руководство ну очень "старалось", чтобы народ на работе наслаждался: устраивались корпоративные спартакиады, празднование Нового года с приглашенными звездами эстрады и прр. Тока вот конкурентную зарплату платить то руководство забывало, а ещё спец.одежда зараза была нехороша и вообще инструментов не хватало для качественного и безопасного (!) труда.. И народ-таки не фига не наслаждался, а наоборот писали жалобы в трудовую инспекцию, прокуратуру и приемную президента..
      Так что одно без другого не работает, надо вместе.

      Удалить
  3. Да, это у нас тоже было, может, поскромнее, без звезд. Но вот было ли наслаждение? Нет, было чувство, что тебя тупо выжимают и стараются, чтобы у тебя крыша поехала. Удовольствия я не ощущала вообще. Так что я не о материальном, я об ощущениях )))

    ОтветитьУдалить
  4. Доброе утро всем Иринкам! :-))

    Николь хочет тута шороху навести :-)) Ну или дать ещё больше пищи для размышления.

    "А зачем, типа, сотрудникам наслаждаться на работе?"
    Всё очень просто. Люди, которым нравится и сама работа, и коллектив, и предприятие будут работать лучше, больше и быстрее.

    К тому же увеличивается лояльность по отношению к предприятию и народ его рассматривает как "своё". То есть подмечает, что можно сделать лучше, дешевле, эффективнее. И делает это.

    Предприятию тоже от этого большая выгода. Во многих планах, и в частности в том, что обученный и опытный человек остаётся на предприятии долгое время, а не "шарахается" с одного на другое.

    Ведь если он уйдёт, надо искать нового = опять тратить время деньги на поиск и на обучение. В каком-то смысле шаг назад, вместо постоянного продвижения вперёд.

    "Ведь можно же просто сделать ползарплаты премией и тот, кто громко открывает рот, ее не получит?"

    Ето как???? :-))) Кто, как недовольные и открывающие рты, являются двигательной силой? Их награждать надо за ето. Конечно, если они не открывают рот, чтобы обругать окружение, а выразить недовольство состоянием вещей и таким образом ведущим к изменениям. .

    ОтветитьУдалить
  5. Да, я полностью согласна. Ведь доброе слово и стремление, чтобы сотрудникам нравилось работать, ничего не стоит. А получить из этого можно много. Но в России этого я не встречала. Там стараются держать человека в тонусе все время, чтобы у него крыша поехала.

    Ползарплаты премией - это такое трудовое законодательство в России. Диспозитивное, да. Ну т.е. вопросы между работником и работодателем решаются в договоре, который работник может даже не получить. А в договоре стоит, что зарплата у тебя ноль повдоль, а все деньги сверху - это премия за хорошую работу. И каждый месяц работодатель оценивает, хорошо ты работал или плохо. Вот так.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подтверждаю про премию.. Очень и очень типично для русских компаний. Часто показатели работы субъективные или такие, на которые работник ну никак не может повлиять, например, премия уборщицы может зависеть от объема продаж.

      Удалить
  6. Ага, до сих пор вспоминать унизительно )))

    Полезно перечитывать это, если еще ностальгия накроет )))

    ОтветитьУдалить
  7. "решить задачу и посмотреть, сходится ли она с ответом - это одно, а вот работать в команде и принимать совместные решения, чтобы всем было хорошо" -- ага, пока каждый из этой команды будет высказывать свое мнение по каждой из альтернатив для принятия решения "чтобы всем было хороshо", клиент или еще кто, кто ждет решения, сойдет с ума. Не всегда это коллективное принятие решений целесообразно и нужно. Есть ситуации, kогда кто-то просто жестко должен сказать: надо действовать так и так.
    Кстати, мне показалось, что вот это натаскивание на работу в команде, начиная с универа, убивает самостоятелность. Народ боиться принимать решения самостоятельно! Надо обязательно с кем-то обсудить прежде чем чел начнет действовать!
    Пример: каждый раз, когда надо распределять "deluppgifter" по семинару, каждый начинает песню: Mig spelar det ingen roll!. Это проявление политкорректности, или что это? Нет бы решительно сказать, можно я возьму такой-то вопрос и т.д. В прошлом году был курс, по нему -- групповой проект, очень объемный, сложный по многим пунктам, распределили части, то есть кто что пишет. Спустя некоторе время заметили, что одна девочка не пишет ничего. Спросили, когда будет готова, а она говорит: А я так не могу писать, мне надо обсудить с кем-то, как это писать, jag är ju diskussionsmänniska! Ну мы ей мягко намекнули, что времени у нас вобрез и если каждый начнет "совещание собирать" по своей части, то мы просто не успеем сдать проект.
    Так что увидела я и обратную сторону этой командной работы. Нет, это конечно же, хорошо, когда каждому дают возможность высказаться, но не надо эту возможность доводить до абсолюта, ИМХО.//Olga

    ОтветитьУдалить
  8. Можно я Вам в отдельном посте отвечу, может быть еще кто-нибудь захочет присоединиться и обсудить, потому что это меня тоже ... ну как бы выводит из комфортной зоны, если можно так выразиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хммм... Пишите, пишите, Ириша...Я тож потом зайду вас "послушаю" :-))

      Удалить
  9. Да я уже написала немножко, но я ведь не все знаю http://frejalove.blogspot.se/2013/12/3.html)) Тем более, все так быстро меняется, что вчера казалось незыблемым - сегодня уже тает ))

    Может быть Вы что-то расскажете, было бы интересно послушать ))

    ОтветитьУдалить